Река Каспля

Река Тунгуда

Карелия

Project Detail

Река Тунгуда — это цепь Карельских озер, соединенных между собой быстрыми реками с красивыми порогами. По берегам живописные скальные выходы, красота Карельского края не оставит равнодушным любителей дикой природы, в прохождение несложных порогов дополнит полноту ощущений.

 

Общая информация

Длина маршрута по реке Тyнгуда от оз. Тунгудское до впадения в Беломоро-Балтийский Канал (далее — ББК) составляет около 90км. Общее падение уровня на этом участке — около 60м (оценка из книги А.Л.Шилова «На байдарках по Карелии»). Препятствий на маршруте много, они интересные и разноплановые (реестр препятствий с их краткими описаниями сведен в отдельный раздел данного отчета, см.ниже). Большинство из них являются по своему характеру шиверами, и термин «порог» используется далее по тексту только лишь в силу сложившейся традиции называть так любое препятствие на реке в Карелии.

Уровень сложности большинства препятствий на маршруте не поднимается выше категории II; категорией II+ можно оценить лишь пороги Банный и Кривой №3, а категорией III+ — пор.Падун. Общая категория маршрута — II+ (при высоком уровне воды). Маршрут характерен отсутствием крупных озер — за исключением оз. Тунгудское в самом его начале. Небольшие озера на реке, в основном, непримечательны и не предлагают красивых мест для стоянок. Местных жителей достаточно много на участке от оз. Тунгудское до оз. Верхн. Машозеро, но далее, до впадения реки в ББК, населения практически нет.

Коротко о маршруте

На наш взгляд, маршрут очень интересен, и имеющиеся описания его несколько недооценивают (возможно, из-за достаточно изнурительной начальной части маршрута по р.Бохта). Препятствия на реке в высокую воду доставляют удовольствие от прохождения. Однако, возможность получения положительных впечатлений здесь явно будет сильно зависеть от уровня воды в реке (при низкой воде возможность «чистого» прохождения существенно снизится, а некоторые пороги могут потребовать проводки). Прохождение препятствий на рафте не представляет технической сложности; однако, безаварийное их прохождение на байдарках потребует определенного мастерства, как в высокую, так и в низкую воду. Прохождение маршрута на катамаране нецелесообразно: достаточно много небольших озер и плесов практически без течения, а многие пороги в случае неудачно низкой воды могут стать просто непроходимыми.

Хороших мест для стоянок на маршруте вполне достаточно, и аккуратное планирование похода вполне позволит избежать каких-либо проблем в этой области. Дорога к месту начала маршрута довольно сложная, и подъезд требует предварительного планирования; отъезд же, напротив, прост и удобен.

Описание маршрута

Традиционная (описанная в книге А.Л.Шилова) начальная часть маршрута по р.Бохта до оз. Тунгудское, по имевшейся у нас информации, маловодна, характерна болотистыми берегами, и некоторыми проблемами с местами для стоянок. Учитывая все эти факторы, а также продолжительность данной части маршрута (которая не позволяла уложиться в необходимый нам недельный срок), нами было принято решение не проходить этот участок.

Маршрут был начат непосредственно от оз. Тунгудское, к которому имеется возможность подъезда. Переезд на машине от пос.Надвоицы к юго-западному заливу озера занимает 2.5-3ч. Дорога до дер.Пертозеро хорошая, но далее, до самого озера — достаточно сложная и запутанная (лесные тропинки; требуется полноприводный автомобиль и хорошее знание водителем местности).

Оз. Тунгудское

Подъезд возможен к юго-западному заливу озера по лесной дороге. Здесь имеется место для стоянки с выходом на песчаный пляж; неподалеку — изба рыбаков (к ней, собственно, и идет дорога). Отсюда до залива в северо-восточной части озера, из которого вытекает р.Тунгуда, около 6км по прямой. Отличное место для стоянки имеется на восточной стороне косы, разделяющей озера Березовое и Тунгудское (широкий и длинный песчаный пляж; очень живописно).

Участок от оз. Тунгудское до оз. Верхн. Машозеро

На выходе из оз. Тунгудское — старая плотина, не представляющая проблемы при прохождении. Отсюда и до озера Косьмюсозеро река петляет, препятствий нет, течение слабое. Примерно в 5км за плотиной есть узкий прокоп слева, позволяющий, перейдя сразу в крошечное озерко Ширча-Лампи, сократить около 2км (пройти по этому прокопу, скорее всего, можно лишь в высокую воду; вход и выход из него, а также само озерко, сильно заросли травой). При входе в прокоп на левом берегу реки есть место для стоянки.

Оз. Косьмюсозеро — небольшое (~3км от впадения реки до истока), на входе в него — порог (не наблюдается при высоком уровне воды) и деревянный мост. По правому берегу, в глубоком заливе — дер.Тунгуда, а у истока реки, в восточной части озера — пос.Новое Машозеро (достаточно крупный). На всем озере берега либо низкие и заболоченные, либо заселенные, и хороших мест, пригодных для стоянок, нет. Исток реки виден сразу, он чуть южнее сильно выдающегося на запад мыса. В поселке начинается длинный пор.Мельничный, посередине которого — бетонный автомобильный мост, а сразу за ним, частично залитые водой — быки разрушенного деревянного моста. Ниже порога по правому берегу есть место для стоянки.

Дальше река на протяжении ~3км петляет в низких и болотистых берегах, а затем проходит через два маленьких озера, Верхн. и Нижн. Такхолампи (выглядят как широкие плесы). Берега здесь повышаются, и на оз. Нижн. Такхолампи есть хорошее место для стоянки (на левом по ходу движения берегу). Исток реки из оз. Нижн. Такхолампи — с правой стороны от сильно выдающегося на северо-запад мыса. После выхода по левому берегу реки наблюдается прокоп, ведущий в оз. Верхн. Машозеро (путь он сократить не позволяет, идти в него смысла не имеет). Течение слабое, практически незаметно. Петляя, река широким плесом впадает в оз. Верхн. Машозеро (на карте отмечено просто как «Машозеро», но в туристских отчетах обычно идентифицируется как «Верхнее», в противоположность «Нижнему»).

Участок от оз. Верхн. Машозеро до оз. Корбоярви

Короткий отрезок пути по оз. Верхн.Машозеро рекомендуется идти правым берегом, чтобы не пропустить залив, из которого вытекает река. На выдающемся мысу правого берега есть хорошее место для стоянки. На выходе из озера — старая плотина, не представляющая проблемы при прохождении. Обычно в отчетах упоминается следующий за плотиной пор. Домашний, однако, при высоком уровне воды он не наблюдался.

Вскоре после плотины идут еще два маленьких озера, Верхн. и Нижн.Козеламбина. На выходе из оз. Нижн. Козеламбина — полностью разрушенная плотина, на месте которой образовался короткий несложный порог. Исток реки виден очень плохо из-за густых зарослей травы. За коротким участком плеса следуют пор.Столбовой (не был выражен при высоком уровне воды) на крутом правом повороте и пор.Сухой. Ниже порога, по левому берегу — место для стоянки (сильно утоптанное; рядом — изба). Далее река выходит в оз. Нижн.Машозеро, и здесь следует держаться левого берега, чтобы не пропустить исток реки: озеро, расширяясь, уходит вправо, а река — влево, двумя протоками; первая слева из них непроходима из-за завала (узкая, плохо видна в зарослях травы), соответственно, идти следует во вторую.

Сразу после слияния этих двух проток идет пор.Лебяжий (опять же, не выражен при высоком уровне воды), ниже него — широкий плес, и далее — пор.Кривой №1 (перед порогом русло растраивается, и проходима лишь крайняя слева протока). Ниже порога — полностью обрушившийся деревянный мост, прохождение которого в низкую воду может быть проблематично.

В 1км за мостом, на пологом правом повороте, начинается длинный пор.Корбо-Кошки (ориентир — остатки ряжевых стен слева перед входом). Река здесь разделяется на несколько проток, из которых проходима только самая правая. В этой протоке, на выходе из порога, по левому берегу (т.е., на острове) — отличная стоянка. Стоянка есть и по правому берегу у основного слива порога. Порог, острова и протоки достаточно живописны. После порога река разливается широким плесом; берега болотистые, мест для стоянок нет. Через ~4км река впадает в небольшое узкое оз. Корбоярви. От плотины, которая раньше была на выходе из этого озера (равно как и от домика сплавщиков), не осталось ничего.

Участок реки от оз. Корбоярви до развилки с Деккалручьём

Вскоре после плотины идет пор.Тимонин, ниже его — хорошее место для стоянки на левом берегу. Далее следует цепочка порогов, чередующихся плесами: пор.Черный (существенное сужение русла) => пор.Стоостровной (множество островков в русле, протоки между которыми образуют подобие лабиринта) => пор.Медвежий (ориентир — резкое сужение русла в еще целых ряжевых стенках) => пор.Широкий (при высоком уровне воды не наблюдался) => пор.Островной (растроение русла, проходима лишь крайняя справа протока) => пор.Торсовый (раздвоение русла, проходима только левая протока).

На пор.Торсовый, по правую руку (т.е., на левом берегу крупного острова, разделяющего здесь русло на две протоки), имеется хорошее место для стоянки. Ниже пор.Торсовый идут несколько мелких островков, протоки между которыми образуют подобие лабиринта. Далее, на протяжении ~8км до развилки с Деккалручьем, река петляет в низких болотистых берегах. Течение незаметно; мест, пригодных для стоянок, нет. Перед развилкой — расширение (оз. Луголамбина), в конце которого на правом берегу виден сарай. Деккалручей уходит вправо (мелок и непроходим), а Тунгуда — резко влево, двумя протоками.

Участок реки от развилки с Деккалручьём до впадения в ББК

От развилки с Деккалручьем до воссоединения реки с ним — около 8км. На данном участке имеются три порога, разделенных плесами: пор.Ряжи Арбата, пор.Арбатский и пор.Кривой №2 (ориентир — высокий, обрывистый левый берег с соснами). Все — длинные полноводные шиверы с заметным падением уровня. От ряжевых стенок на данных порогах, о которых говорится в ряде источников, уже ничего не осталось.

Места для стоянки есть на пор.Ряжи Арбата (хорошее место по правому берегу в пороге) и пор.Кривой №2 (отличное место на высоком обрывистом левом берегу до начала порога). Пор.Шумный, о котором говорится в некоторых отчетах, не выделяется: вероятно, он сливается с входной шиверой порога Падун. Пор.Падун — самое сложное препятствие на реке, и характерен он внезапностью появления (см. описание в реестре препятствий далее по тексту). Здесь имеются места для стоянки (достаточно затоптанные): на правом берегу в середине порога, не доходя до главного слива, и на левом берегу ниже порога, после омута. После главного слива порога в реку впадает Деккалручей.

Далее идет несложный пор.Березовый №1, и сразу на ним — бетонный автомобильный мост трассы С.Петербург-Мурманск. У моста есть место для стоянки (там иногда завершают маршрут), но — неопрятное и неудобное. После моста река вновь идет в режиме плёс/порог: с небольшими интервалами следуют пор.Березовый №2 (несложная шивера), пор.Банный (остатки ряжевых стен, очень крутой правый поворот в пороге), порог без наименования (русло реки перегораживает сильно разрушенная ряжевая стенка) и пор.Кривой №3 (длинная мощная шивера с несколькими поворотами).

Хорошие места для стоянки есть на пор.Банный (на правом берегу в пороге) и пор.Кривой №3 (перед порогом по левому берегу, в пороге по левому берегу и после порога на правому берегу). Затем река широко разливается (до 500м), над ней проходят три линии ЛЭП, по сторонам видны остатки ряжевых стен, а впереди — железнодорожный мост в месте впадения в ББК. От последнего порога на реке до ж/д моста — около 4км.

Завершение маршрута и отъезд.